Продажа бизнеса

Эмитент акций (общество, предприятие, компания, завод) – это коммерческая организация, деятельность которой направлена на получение прибыли. Ведение деятельности с целью получения прибыли – это бизнес.
Ваши акции – это ваши права на управление обществом, получение прибыли в виде дивидендов и т.д. Исходя из этой логики, можно утверждать, что продавая акции – вы продаете долю в бизнесе. Вы заметили интересную особенность:
если в прессе речь идет об 1 акции из 1000 выпущенных, то так и пишут «была сделка, предметом которой была 1 обыкновенная акция»,
но когда речь идет о 501 акции из 1000 выпущенных, то обычно уже пишут, что «была сделка, предметом которой был 50% + 1 акция».
Чувствуете разницу?! Так же чувствуют эту разницу и инвесторы, применяющие разные методы при оценке 1 акции и 50%+1 акции. Оно и понятно: разная доля – разные права, разное участие в бизнесе, разная ответственность. Выходит под продажей бизнеса стоит понимать  продажу 50% +1 акций.  Предлагаем для целей данной статьи смотреть немного шире, давайте считать, что продажа бизнеса – это продажа права в назначении генерального директора общества. И уже без разницы, в чем это право номинировано: в акциях, долях или в чем-нибудь еще. Ведь от решения генерального директора очень сильно зависит дальнейшая судьба общества, предприятия, завода… БИЗНЕСА!

Теперь рассмотрим, что нужно для продажи бизнеса:

  1. Понимание того, что вы продаете бизнес или имущественный комплекс. Иногда общество, как коммерческая организация, приносит 0 рублей прибыли, но на балансе общества находятся здания и сооружения. Понятно, что в таком случае, упор стоит делать на имущественный комплекс, а не на бизнес.
  2. Предпродажная подготовка. Четко организованный и отлаженный процесс стоит дороже, чем процесс с элементами хаоса и неопределенности. Если есть документы, которые еще не оформлены, не получены – все это стоит сделать заранее. Если есть не закрытые судебные процессы, корпоративные споры, предписания надзорных органов – это также стоит все решить заранее. Все эти аспекты могут сказаться потом на итоговой цене.
  3. Работа с сотрудниками. При продаже бизнеса лучше сразу оценить риски информирования сотрудников о продаже. В случае, если эти риски могу быть большими – лучше тогда сотрудникам самостоятельно все рассказать, мотивировать. Это позволит избежать лишней суеты, увольнений, т.к. ваше молчание, когда все знают/могут узнать о продаже, может быть расценено как негативные фактор или элемент «подвоха».
  4. Правильное определение цены. Тут все зависит от того, что вы хотите: продать или попробовать продать. В этих двух случаях цена может отличаться в несколько раз, а то и в десятки раз. Если вы хотите продать, то цена должна быть рыночной, а если вы хотите продать, то ценоопредление  - это уже удел ваших желаний и мыслей. Мы считаем, что при продаже для определения рыночной цены наиболее подходит анализ цен по сделкам компаний схожего профиля. Основной проблемой данного подхода – это поиск цены этих сделок. Тут уже каждый сам для себя решает как искать эти цены, как их подтверждать. К тому же можно найти тех, кто больше понимает в процессе расчета рыночных цен.
  5. Написание коммерческого предложения и распространение его среди потенциальных покупателей. При продаже бизнеса нет мелочей. Грамотно написанное коммерческое предложение может мотивировать потенциальных инвесторов на покупку. Желательно, чтобы оно содержало:

 - краткое описание вашего текущего бизнеса. Именно текущего, а не каким он может быть через 100 лет!
- описание механизма ценообразования. Когда вы подтверждаете, что цена взята не «с потолка» это более привлекательно для инвесторов,
- расшифровку основных активов и пассивов
-расшифровку основных заказчиков и потребителей с указанием их аффилированности к вам. Это нужно чтобы потенциальный покупатель понимал зависимость вашего бизнеса от Вас и от подконтрольных Вам компаний.
- будут ли предоставляться какие-либо гарантии покупателю.
В написании коммерческого предложения важна открытость и адекватность. Но это при условии, что вы хотите именно ПРОДАТЬ, а не ПОПЫТАТЬСЯ ПРОДАТЬ.

  1. Порядок проведения сделки. Правильное определение условий сделки, порядка расчетов, написание договоров – одни из важнейших элементов при продаже. Ведь сделка – это не только передача денег и получение акций, но и (иногда) процесс переизбрания членов совета директоров, переизбрание директора, направление необходимых писем, оферт, согласований.  При этом из этого списка нельзя выделить самое важное/простое. Многие думают, что расчеты – это самое простое. Но это далеко не так. Механизмов расчетов может быть несколько и надо найти тот, который будет устраивать все стороны с точки зрения рисков.

    Как мы видим, продажа бизнеса – достаточно тонкий процесс, в котором нет мелочей. Каждый собственник бизнеса для себя решает, как ему лучше поступить: продавать самому или привлекать третьи лица для выполнения тех или иных элементов. Но, зачастую, расходы, вызванные участием третьих лиц, с лихвой покрываются более правильным ценоопределением и экономией временем и нервов.
    Если у Вас есть вопросы. Звоните + 7 953 370 55 13 или пишите нам через форму обратной связи.